Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

НАУКА В ПРАКТИКУ

Дата: 16 декабря 2016 в 12:37, Обновлено 16 декабря 2016 в 12:38

Наука в практику:

"Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников"

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося. Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития. При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования. а) Работа с педагогами может включать: – инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса; – педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению); – взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования; – собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; – обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования; – заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования; – выставки пособий и дидактического материала; –заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования; – посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации. – контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи; – составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров. б) Работа с детьми может включать: – участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка; – экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе; – совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп; – участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования; – выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей); – обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования. в) Работа с законными представителями детей может включать: – посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий; – собрания для родителей учащихся первых классов («Трудности адаптации первоклассников к школе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Ваш будущий школьник»); – консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий; – дни открытых дверей; – анкетирование родителей; – тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»). г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать: – диагностику готовности детей к обучению в первых классах; – наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе; – проведение коррекционных занятий с детьми; – консультации педагогов; – индивидуальные консультации для родителей; – участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования

1. Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.

2. Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).

3. Создание условий для работы с шестилетними детьми: а) методический кабинет: – нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь; – мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования; – учебная программа дошкольного образования, – протоколы педсоветов; – материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий; – материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников; – материалы совместных выставок; – материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования; – протоколы и материалы родительских собраний; – материалы по работе семейных клубов, консультативных центров – результаты анкетирования родителей; – материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования; – наличие методической литературы. б) группы: – обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов"Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования", утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 № 42. – уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям; – оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами; – наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

4. Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

5. Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии. Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников · Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста. Беседы с педагогами по вопросам: · знания нормативных правовых актов; · программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования; · организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.). Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков. · Деятельность психологической службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы. · Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.