"ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕШИХ
ПОХОДОВ -ПРОГУЛОК ПО МАРШРУТАМ".
Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдение техники безопасности.
Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места стоянок и игр, измеряет расстояние, время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, продумать, какую скорость движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Группу из 10-15 детей сопровождают не менее 2 взрослых. Обязательна медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую медицинскую помощь при непредвиденных обстоятельствах.
Хорошее настроение детей, успех прогулки во многом зависит от соблюдения определенных правил:
- в черте города и по шоссе дети идут парами, строго соблюдая правила дорожного движения, а на лугу, по лесной дороге и т.д.- идут свободно, группируясь по своему желанию;
- менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди, труднопроходимые участки дороги преодолевают в построении друг за другом на расстоянии около 1 метра;
- взрослые идут так, что бы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке, по которому все должны быстро собраться;
- на месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе, чтобы проверить их самочувствие и настроение;
- дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых, нельзя без разрешения выходить за ограниченные ориентиры, рвать растения, ягоды, грибы. Они всегда должны помнить о тех, кто рядом, оказывать в случае необходимости помощь, сообщать взрослым обо всех непредвиденных обстоятельствах.
Накануне похода необходимо провести с детьми беседу о маршруте.
Прогулка-поход состоит из следующих основных равнозначных между собой частей: дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороги обратно.
Первая часть похода несет в себе основную нагрузку, поэтому предусматривается все до мелочей. Прежде всего, определяются виды движения, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута.
Ходьба -самый привычный способ передвижения человека. Она представляет собой сложный комплекс движений, включающий в работу до 65% всей мускулатуры тела, причем основная нагрузка ложится на наиболее крупные мышцы ног. Это обстоятельство делает ходьбу хорошим оздоравливающим и тренирующим средст-вом. Не зря во все времена считалось, что ходоки имеют здоровые сердце и легкие. Надо учить детей ходить размашистым пружинистым шагом со свободным движением рук, передвигаясь с равномерной скоростью. Надо внимательно следить за:
-качеством движений, осанкой детей, туловище надо держать прямо, без напряжения, следить, что бы дети смотрели прямо, а не под ноги;
-дыханием, чтобы ребенок дышал носом: как только ребенок начи-нает дышать ртом, необходимо снизить физическую нагрузку;
-поведением и настроением каждого- капризы, раздражительность, вялость могут свидетельствовать о наступающем утомлении. В этом случае надо поддержать ребенка: взять за руку, сменить темп движения. Если утомление наблюдается у нескольких детей, надо сделать остановку на 1 -2 минуты.
Детей чаще всего утомляет монотонность и однообразие движения. Чтобы этого избежать, надо периодически менять способы движения. Например:
А) предложить детям сбежать с горочки;
Б) проскакать на одной ножке;
В) перепрыгнуть через ручеек, кочку;
Г) пройти быстро, затем медленно.
Более выносливым предложить добежать до определенного места и там подождать остальных, обращая внимание на то, чтобы они оставались в пределах видимости взрослых. Это приучает к самостоятельности, дает выход их активности, развитию физических качеств (ловкости, выносливости, быстроты).
Что бы снять утомление, можно использовать следующее:
А) остановиться и сделать несколько поворотов на месте;
Б) пройти боковым галопом;
В) повернуться вправо на 180 или 360 градусов, затем в обратную сторону;
Г) выполнить вращения головой;
Д) наклонить голову на одно плечо, затем на другое.
На сухих местах расстилаются коврики и дети усаживаются на них на 3- 5 минут. После отдыха с детьми проводятся кратковременные наблюдения за окружающей природой, например, за деревом:
А) измеряют обхват;
Б) пытаются дотянуться до нижних ветвей;
В) рассматривают корни, небо сквозь крону;
Г) гладят ствол руками;
Д) прикасаются к нему щекой;
Е) сравнивают толщину веток и ствола (толстые -тонкие);
Ж) слушают шум кроны.
Полезно всматриваться вдаль, определяя предмет по контуру (дом, дерево, животное).
Для отдыха выбирается тенистое место с хорошим обзором. Дети снимают рюкзаки и складывают их в одном месте, отдыхают, съедая яблоко, бутерброд,
Предоставляется свобода в движении, но тем кто затрудняется занять себя, предложить несколько видов деятельности:
- наблюдать за насекомыми, птицами;
- рассматривать цветы, деревья, травы;
- отправиться на поиски интересного ( шишки, желуди, камешки и т.д.);
- посмотреть взятые с собой книги, открытки.
Совместные игры воспитатель проводит тогда, когда видит, что дети отдохнули, и у них появилась потребность в общении.
Нельзя быть настоящим хозяином на земле без любви к природе. Одной из задач походов- прогулок является бережное отношение к природе. В местах походов- прогулок обращать внимание детей на бережное отношение к каждой травинке, цветку. Если место стоянки загрязнено надо его убрать: сгрести и закопать мусор.
Завершающий этап походов- прогулок- обратный путь. Следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений, физической нагрузкой, поэтому выбирается короткая дорога домой.
Дети идут свободно. Бег и прыжки лучше исключить.
Каждый поход надо увязывать с различными видами деятельности. Принесенные «трофеи» дети могут использовать на занятиях по развитию речи, театральной деятельности, играх и т.д.
Что принимать за критерии оценки походов- прогулок:
- самочувствие и настроение детей;
- наличие общения между детьми на тему похода- прогулки;
Задача педагога закрепить и расширить полученные знания. Для этого надо вспомнить игры, стихи, загадки, сказки.
В каждом походе предусматривается определенная физическая нагрузка. Основной показатель- частота пульса. Надо измерять пульс у 2-3 детей до и после похода. Если нет существенных различий в показаниях- нагрузка доступна детям данной категории. Можно определять нагрузку с помощью шагомера: 5-12 тысяч шагов является оптимальным уровнем.
Литература:
1. М.Н.Дедулевич. Сто тропинок, сто дорог. Мозырь,2005.